На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Все о наших питомцах

20 367 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наташа Леонтьева
    Точно, точно - главное "следственные мероприятия" на предмет ИФО и тд ребёнка провести, не противозаконный ли составч...Следователи заинт...
  • Татьяна Чувьюрова
    Собака должна была быть в наморднике.«Молодая и неопыт...

“Сергеев в списке, а Ценский не значится!”: воевал, доил коров, писал

Наталья Дремова

Сегодня, 23 июня, мы открываем в Симферополе памятную доску русскому и советскому писателю Сергею Сергееву-Ценскому. Человеку с ярким и щедрым литературным талантом. Который очень гордился тем, что про него говорили: крымчанин.

Можно ли прожить большую жизнь, не поступившись совестью, убеждениями, принципами?

Сергеев-Ценский жил именно так. 

Через голову начальства

На военной службе уже состоявшийся писатель и прапорщик 51-го Литовского полка стал свидетелем одной из трагедий Симферополя, еврейского погрома 1905 года. Тогда городские разрешили бунтовщикам “выпустить пар”, громя магазины и дома. 63 убитых, больше сотни раненых. Полиция не вмешивалась. Военным приказали только наблюдать.

Прапорщик Сергеев подал рапорт о происходившем “через голову начальства”, выступил в суде с показаниями: “Совершалось что-то санкционированное, комильфотное. Резвая толпа двигала вперед веселое дело разрушения гнусных лавок, а полицмейстер спокойно стоял вдали…” Срочно после этого крымский губернатор свою бумагу с уверениями, что показания Сергеева “есть сплошная клевета и ложь”.

Последовал выход в отставку. Сергеев был этому только рад – он знал, чему посвятить жизнь. К тому времени он уже сложившийся писатель Сергеев-Ценский. Псевдоним добавил к фамилии по названию тамбовской речки Цны, на ее берегах прошло детство. И лучшее место для себя он тоже выбрал: Алушта. Здесь родилось множество стихов, рассказов, здесь шла работа над романами.

Домик за муку

Муза Ценского – крымчанка. У нее загорелые руки, ее лицо потрескалось от солнца и ветра, а ноги загрубели от каменистых дорог, она любит соленую хамсу и молодое вино… Я не знаю никого другого, кто писал бы о море и горах с такою расточительностью, как Ценский.

Петр Павленко, русский советский писатель, сценарист, журналист. 

Удивительно, но страшное время Гражданской войны и первые годы после нее писатель мог вспоминать… с улыбкой. На Южном берегу в 1921 году уже было голодно. На руках у Сергеева-Ценского жена и ее дочь. Он пытается продать единственное сокровище – свой домик. За четыре пуда муки. Никто не берет. Дорого. 

Советская власть объявила о помощи “ценным представителям интеллигенции”. Таких в Алуште набралось четверо. Пришли за пайками, назвали фамилии. У кладовщика случилась истерика: в списке четыре фамилии, а называют пять! Стал кричать, что Сергееву паек даст, тот в списке. А какому-то примазавшемуся Ценскому ничего не положено!

Он не чурался любой честной работы. Нанялся пасти и доить коров. Приходил в воинский лазарет, его окликали: “Молошник, а молошник!..” Откликался. И не рвался объяснять, что он писатель, известный в России и за границей.

“Читал под Керчью”

Открываемая мемориальная доска Сергееву-Ценскому находится на угловом здании: здесь пересекаются Севастопольская и улица Сергеева-Ценского. В нем располагается информационное агентство РИА Новости Крым, “наследник” знаменитого Совинформбюро. Созданное в первые дни войны, оно руководило работой военкоров, распространяло информационные материалы в советские и зарубежные СМИ.

При Совинформбюро была создана литературная группа, в которую вошли известные писатели. Сергеев-Ценский, вынужденный эвакуироваться из Крыма, с радостью принял предложение работать в группе. В свои 66 лет он не мог стать, как некоторые коллеги, военным корреспондентом. Но по высылаемым ему материалам писал очерки, добиравшиеся до сердца каждого. Об истекающем кровью Севастополе. О зверствах фашистов. О санитарке Зине. О Захаре Сорокине, “крымском Маресьеве”: он тоже полз по снегу от сбитого самолета к своим. Потерял ступни ног, но вернулся в строй. Крымский — потому, что служил на Черноморском флоте.

В Морской библиотеке Севастополя хранится “Севастопольская страда” Сергеева-Ценского, о Крымской войне. Эта книга прошла вместе с 16-м стрелковым корпусом Приморской армии от Кубани до Севастополя. На ее страницах оставили надписи благодарные читатели: “Эту книгу с большим волнением прочитал “Нач. связи” 16 с. к. майор И. Карнаухов. II-44 г.”. “Читал под Керчью. III-1944 г. Ком. взвода разведки лейтенант Алексеев из г. Москвы”.

После войны Сергеев-Ценский вернулся в Алушту. Много работал. Вместе женой шефствовал над местным детдомом. Своих детей они не нажили, а дочь супруги от первого брака умерла еще в 1920-е годы. Кстати, детдом Алушты носил имя Сергеева-Ценского. Редчайший случай, при жизни такой чести удостоился только Максим Горький.

Справка

Сергей Николаевич Сергеев-Ценский родился в 1875 году на Тамбовщине. Окончил учительский институт, служил в армии, участвовал в Русско-японской войне. Был учителем. Первый большой роман опубликовал в 1907 г. Самым значительным произведением считается эпопея “Севастопольская страда”. Жил в Алуште с 1906 года. Во время войны был членом литературной группы, организованной при Совинформбюро.

Его материалы публиковались в центральных изданиях: “Правда”, “Известия”, “Красная Звезда”, журналах “Краснофлотец”, “Красноармеец”, “Большевик”. В 1941-1945 гг. сотрудничал с 16 центральными и региональными изданиями. В библиографии писателя сотни произведений и тысячи стихов. После освобождения Крыма вернулся в Алушту. Умер в 1958 г.

The post "Сергеев в списке, а Ценский не значится!": воевал, доил коров, писал first appeared on Мур ТВ.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх