Каждый человек, работающий с собакой и имеющий её в личном пользовании, в известной степени является дрессировщиком.
Дрессировать и успешно использовать на работе собаку может человек, любящий собак, терпеливый, наблюдательный, настойчивый, выдержанный, спокойный, смелый и энергичный, умеющий хорошо владеть своим голосом, жестами, движениями, знающий основы поведения собак и особенности дрессируемой собаки, технику обучения тому или иному приему дрессировки и виду службы собаки, умеющий определять состояние собаки в данный момент и причины изменения её поведения, устранять или усиливать их, вести процесс дрессировки, правильно анализировать свои ошибки и ошибки собаки на занятиях и на работе.
Конечная цель дрессировки выработать у собаки навыки правильно ибезотказно выполнять приказания дрессировщика, отданные условными словами, командами или заменяющими их жестами и сигналами.В дрессировке прежде всего используют врожденные особенности и свойства собак. Каждой из групп и пород собак присущи определенные наследственные задатки, образовавшиеся в итоге многовековых повторных упражнений в выполнении той или иной работы.Наиболее ярко у собаки проявляются инстинкты (сложные безусловные рефлексы): пищевой, благодаря которому только что родившийся щенок находит соски матери, и ориентировочный, дающий правильную ориентацию вокружающей среде.У взрослой собаки инстинкты проявляются в сложном комплексе реакций- пищевой, ориентировочной, оборонительной и половой.Проявление реакций закономерно, но неодинаково в разные моменты жизни собаки. У очень голодной, а также жадной к пище собаки преобладает пищевая реакция, на практике нередко мешающая дрессировке и работе с собакой. Ориентировочная реакция наблюдается у многих охотничьих собак,особенно лаек. Оборонительная реакция в активной форме преобладает у большинства служебных собак. Могучий инстинкт размножения дает в известные периоды жизни собаки сильное преобладание половой реакции,мешающий, а иногда совершенно срывающий дрессировку и работу с собакой.
Раздражители, поступающие из внешней среды (например, дождь), из организма собаки (голод) и от дрессировщика, отражаются различно на поведении собаки. В дрессировке используются раздражители безусловные (дача лакомства, оглаживание, давление рукой, рывок, легкий удар и т.д.) и условные (команды, жест, сигнал и запах). Одни из них вызывают соответствующие действия, к другим собака равнодушие, и хотя у неё и возникает временное возбуждение, оно тут же угасает, как бы затормаживается. Процессы возбуждения и торможения основное свойство центральной нервной системы. По своей силе, глубине и равновесию, т.е. по скорости смены одного процесса другим, они совершенно различны и у разных собак неодинаковы.
Свежие комментарии