Если проследить за историей эволюции самых разных видов животных на планете в течение миллионов лет, можно вывести универсальную формулу выживания. Пункт первый – научись, как переждать холодные периоды. Пункт второй – ешь муравьев и термитов, они никогда не кончатся. И если за первенство в первом пункте могут побороться множество различных существ, то во втором нет равных… муравьедам.
Логично, не правда ли?Муравьедов существует всего три рода – гигантские, четырехпалые (разделенные на мексиканских тамандуа и собственно четырехпалых) и карликовые, причем все они проживают на территории Южной Америки. Гигантские муравьеды наиболее известны, однажды увидев одного из них, сложно перепутать его с кем-то другим.
Гигантский муравьед
Крепкое, вытянутое до полутора метров в длину тело, а если учитывать здоровенный пушистый хвост – все два с половиной. Голова, напоминающая трубку, слегка расширяющуюся ближе к основанию, украшенная небольшими глазками и аккуратными круглыми ушами.
Тамандуа
Внешность карликовых и четырехпалых муравьедов несколько менее экзотична, но как минимум в двух особенностях все они схожи. Первая – огромные, острые как бритва загнутые когти, служащие как для защиты от хищников, так и для разрывания термитников и муравейников. Вторая – почти полное отсутствие рта как такового.
Карликовый муравьед
Муравьеды относятся к отряду неполнозубых, вместе с ленивцами и родственными броненосцами. Но, по сути, зубы у них вовсе отсутствуют, как и сам механизм пережевывания пищи. Ротовое отверстие диаметром в пару сантиметров служит лишь для того, чтобы сквозь него мог высовываться невероятно длинный язык.
Гигантские муравьеды по его размерам уступают только комодским варанам и синим китам, в остальном их 60-сантиметровый язык, крепящийся не во рту, а где-то в основании груди, вне конкуренции. К тому же, он покрыт чрезвычайно клейкой слюной, к которой моментально и намертво прилипают насекомые.
Как и у всех неполнозубых, зрение у муравьеда слабовато, а вот нюх под стать породистой ищейке. По запаху он с легкостью находит колонию муравьев, а лучше – термитов, и начинает штурм. Сначала зверь своими когтями разламывает стены постройки, даже если это прочнейший термитник, а затем слизывает разбегающихся обитателей со скоростью до 160 «выстрелов» языка в минуту.
Чтобы насытиться, муравьеду требуется не менее 30 тысяч насекомых в день. Конечно, на колонии численностью в миллионы особей это особо не отразится, но можно представить себе весь ужас термитов при нападении подобного чудовища.
В поедании муравьев и термитов, как беспроигрышной стратегии выживания, есть несколько хитростей. Большие когти и особое устройство рта – обязательный пункт, туда же относится надежная защита от укусов разгневанных насекомых и строгий баланс массы тела.
Несмотря на изрядный размер, вес взрослого гигантского муравьеда не превышает 40 килограмм и ему приходится часто питаться, чтобы поддерживать силы. С другой стороны, об эффективности подобного образа жизни говорит возраст муравьедов – их семейству не менее 45 миллионов лет. Именно тогда они отделились от общего предка неполнозубых, оставив ленивцев неторопливо ползти своей дорогой.
Может показаться, что просидев десятки миллионов лет на одной и той же диете, желудок этих экзотических созданий разучился переваривать что-либо другое, но нет. Муравьеды не только могут изредка полакомиться спелыми фруктами в дикой природе, но и прекрасно обходятся без насекомых, проживая в зоопарках или даже частных домах. Они переваривают мясной фарш, яйца и фрукты, если те предварительно перемолоты в кашу.
Вообще, благодаря добродушному меланхоличному характеру, муравьеды любых видов отлично приручаются людьми. С гигантскими, конечно, стоит вести себя осторожнее, так что в основном в качестве питомцев выступают тамандуа и карликовые.
Хотя вот Сальвадора Дали в свое время это не остановило – его любимцем был как раз взрослый гигантский муравьед. Уже пожилой художник с гордостью выводил зверя на поводке для прогулки по улицам Парижа или являлся с ним на званые приемы, ввергая в шок неподготовленную публику.
С уважением к муравьедам относились и древние люди, в первую очередь, разумеется, южноамериканские индейцы. Племена Амазонской низменности представляли муравьеда как героя-хитреца, трикстера, раз за разом оставляющего с носом кровожадного ягуара.
В одном из мифов народа шипибо-конибо гигантский муравьед вызвал ягуара на состязание, кто дольше сможет задержать дыхание под водой, и тот согласился. Оба сбросили шкуры и приготовились соревноваться, но как только ягуар сунул голову под воду, муравьед схватил его прочную шкуру и был таков, оставив ягуара донашивать «одежку» муравьеда.
Надо заметить, что в дикой природе у гигантских муравьедов в принципе нет других врагов, кроме ягуаров, да и те нападают лишь от большой голодухи. Стандартная тактика защиты муравьеда представляет из себя опрокидывание на спину с последующим размахиванием в воздухе лапами. Вроде не очень страшно, но учитывая 10-сантиметровые когти, мало какой хищник решается приблизиться.
Индейцы племени каяпо во время церемоний вручения имен и перехода во взрослую жизнь надевали маски различных животных и духов, в том числе и муравьедов. Замешкаться или споткнуться во время ритуального танца считалось дурным знаком. К примеру, оступившиеся юноши в масках муравьедов рисковали в ближайшем будущем получить травму или даже умереть.
После испанской колонизации Южной Америки, гигантских муравьедов среди прочей экзотической фауны впервые доставили в Европу для изучения. Необычная форма головы животного столь смутила исследователей, что первоначально все гигантские муравьеды были записаны в самки. Причем спаривались они, предположительно, с помощью своих носов. Это недоразумение впоследствии развеял испанский естествоиспытатель XVIII века Фелик де Азара.
С размножением у муравьедов все достаточно сложно. Они не образуют семей, встречаясь только осенью, на период спаривания, после чего самец спокойно покидает самку. Мать же вынашивает плод шесть месяцев, затем заботливо носит единственного детеныша у себя на спине в течение целых двух лет, взламывая для него термитники и обучая жизненным премудростям.
Из-за малой плодовитости и зависимости от специфических источников пищи, все виды муравьедов, кроме карликового, находятся в уязвимом состоянии. На них изредка охотятся ради вкусного мяса, но в основном в вымирании играет роль уничтожение привычных мест обитания. Хотя учитывая относительную неприхотливость муравьедов, окончательное исчезновение им грозит вряд ли.
В целом, как малые, так и гигантские муравьеды не представляют для человечества ни особого интереса, ни какой-либо угрозы. Несмотря на здоровый аппетит, они не способны серьезно навредить даже своей основной диете – термитам и муравьям, уж больно те многочисленны.
Молчаливые и дружелюбные, спокойно лазающие по деревьям или переваливающиеся по степям муравьеды точно знают, что лучший способ выжить – правильно питаться и не вступать в конфликты. Что же, план отнюдь не из худших.
Использованы материалы статьи Сергея Евтушенко, oracle-today.ru
Свежие комментарии