Ученые обнаружили зачатки абстрактного мышления у шмелей

Британские биологи выяснили, что шмели обладают зачатками абстрактного мышления, наблюдая за тем, как эти насекомые щупали или смотрели на различные фигуры из сладкого сахара или горького хинина. Об этом сообщила в четверг пресс-служба университета королевы Марии в Лондоне (QMUL) со ссылкой на статью в журнале Science.

“Мы давно знали, что пчелы могут запоминать форму цветов. С задачей распознавания предметов, к примеру, лица человека, может справиться и смартфон, однако он делает это без наличия кого-либо сознания. Наш эксперимент говорит о том, что в голове шмелей происходит что-то, что радикально отличает их от машин. Иначе говоря, насекомые могут формировать мысленный образ предметов и форм”, – заявил Ларс Читтка, заведующий лабораторий в QMUL, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

За последние 10 лет ученые нашли массу свидетельств того, что многие животные обладают теми “продвинутыми” интеллектуальными способностями, которые раньше приписывались только человеку. К примеру, новокаледонские вороны умеют изготовлять и применять орудия труда, предварительно оценивая их эффективность. Шимпанзе умеют оценивать ситуацию, в которой находятся их товарищи, и передавать им полезные инструменты, а голуби обладают рудиментарными арифметическими навыками.

“Продвинутые” интеллектуальные способности не заканчиваются на представителях мира позвоночных животных. Многие коллективные осы, как выяснили два года назад биологи, умеют запоминать лица своих сородичей и делать примитивные умозаключения, что также характерно для домашних и диких пчел.

Шмели-мыслители

Читтка и его коллеги открыли еще одну удивительную особенность у близких родственников пчел, обычных шмелей, наблюдая за тем, как эти перепончатокрылые насекомые использовали свои органы чувств, в том числе зрение, осязание и вкус, для добычи пищи.

Во время эксперимента ученые выпускали насекомых в специальные клетки, на поле которых были установлены чашки, заполненные “съедобными” геометрическими фигурами разных форм и размеров. Часть из них была изготовлена из чистого сахара, а другие содержали в себе хинин, крайне неприятное на вкус вещество. Форма фигуры напрямую была связана с ее вкусом.

По задумке исследователей, насекомое должно уловить эту логическую закономерность и научиться пользоваться ей, используя комбинацию органов чувств или только один из подобных каналов получения информации. Для этого ученые или отключали свет в клетке или же не давали шмелям ощупывать их.

К большому удивлению экспериментаторов, эти опыты показали, что шмели не теряли способности распознавать сладкие кубы или шары, если ученые меняли обстановку в клетке и лишали насекомых привычных способов сбора данных. В частности, шмели, распознававшие сахар по виду фигур, быстро научились делать то же самое, ощупывая их, и наоборот.

Все это, как считают Читтка и его коллеги, говорит о том, что насекомые формируют абстрактный образ предмета и пользуются им при совершении умозаключений, а не воспринимают информацию через каждый орган чувств по отдельности. Это в очередной раз стирает границу между интеллектом человека и животных, заключают авторы статьи.