Летающие динозавры. Лонгисквама: «Кто такая лонгисквама?»

Лонгисквама от латинского Longisquama insignis, означает «длинночешуйник» и «украшенный» — ископаемая ранняя рептилия с длинными спинными чешуеподобными отростками. Обитал Лонгисквама на земле в раннем триасовом периоде на территории Средней Азии.Впервые древнюю рептилию нашел советский ученый палеоэнтомолог А.Г.Шаров из палеонтологического института АН СССР. Череп и передняя часть скелета были обнаружены в Ферганской долине (граница Киргизии и Узбекистана) в отложениях позднего триасового периода. На поверхности глины, где были обнаружены останки, отчетливо отпечатался наружный покров животного: в области горла, по заднему краю плеча и предплечья тянулись прилегающие друг к другу удлиненные чешуйки.Самой удивительной особенностью Лонгисквамы оказались спинные чешуи. Они оказались длинными (10-12 см.) с расширением на конце, с опахалом и полым осевым стержнем, придатки.Ученый, открывший Лонгискваму, А.Г.Шаров, опубликовал данные о своей находке. По мнению палеоэнтомолога, спинные придатки были сформированы в форме своеобразного «парашютика» и располагались в один ряд, что могло обеспечивать планирующий полет рептилии. Обитать животное вполне могло на деревьях и передвигаться по воздуху. Советский ученый относил Лонгискваму к ветви архозавров, связанную родственно с птицами. К подклассу архозавров относятся также текодонты, динозавры, крокодилы и летающие ящеры. Ученый считал, что родство с архозаврами подтверждалось наличием у Лонгисквамы предорбитального отверстия,ключиц и киля, подобного птичьему. Однако, исследователи настроенный особенно скептически, склонны считать, что найденные отпечатки являются вовсе не чешуями, а фрагментами растений.На некоторое время про Лонгискваму забыли. Затем, в 1987 году вышла значимая статья западноевропейских ученых-палеонтологов. Исследователи обращали в статье внимание на аэродинамическую форму спинных отростков и высказывали мнение об их двухрядном расположении. На основании этих выводов они утверждали, что Лонгисквама могла планировать с ветки на ветку, как ящерица-дракончик или белка-летяга. С момента выхода этой статьи, реконструкции Лонгисквамы стали публиковать во многих научных изданиях.Многие годы в научных кругах не утихают споры о происхождении птиц. Новую силу этому спору придал интерес к Лонгискваме. В ходе научных обсуждений большое число ученых примкнули к сторонникам предположения о происхождении птиц от динозавров. Доказательством послужил целый ряд открытий китайских хищных динозавров эпохи раннего мела. Эти находки были с остатками перьев или с отпечатками кожных придатков, напоминающих перьевой покров. В это время и вспомнили о Лонгискваме.В Канзасском университете в 1999 году группа палеонтологов и зоологов (Дж.Рубен, Л.Мартин, А.Федуччия и др.), воспользовавшись современными средствами цифровой фотосъемки и качественной оптикой, рассмотрели морфологическую структуру Лонгисквамы. исследователи ожидали, что триасовая рептилия наконец-то подтвердит предположение ученых о происхождении птиц от архозавров. Исследователи опубликовали статью под названием «Нептичьи перья у позднетриасового архозавра».В научной публикации приводятся доказательства того, что спинные отростки Лонгисквамы обладают опахалом и полым осевым стержнем, базальная часть которого сужена и закруглена. Эти особенности говорят о сходстве спинных отростков с пером. Перо, в отличие от чешуи растет из фолликулярного сосочка. По заключению исследователей, перообразные структуры возникли на 75-80 млн. лет раньше, чем у Археоптерикса (древнейшей птицы), обитавшего на Земле 150 млн. лет назад. В своих устных выступлениях палеонтологи высказывали мнение, что Лонгисквама не принадлежит к динозаврам, а значит, птицы ни как не связаны с динозаврами.Американская научная статья вызвала большой резонанс и широкий общественный интерес. В солидных зарубежных научных изданиях стали публиковаться комментарии ученых на эту статью. Одни палеонтологи были согласны с выводами, содержащимися в статье, другие были категорически против. одни ученые не видели причин отказаться от идеи родства птиц и динозавров, другие признавали перообразность спинных придатков Лонгисквамы, но их не удовлетворяла интерпретация некоторых морфологических деталей.Однако в многочисленных обсуждениях время от времени выражалось удивление, что в статье не были рассмотрены структуры скелета и не проанализированы родственные связи Лонгисквамы. Российские авторы-ученые поддерживают высказывания в пользу перообразности строения спинных придатков. У них нет оснований сомневаться в утверждениях А.Г.Шарова о систематической принадлежности и родстве Лонгисквамы.В нашей стране, в палеонтологическом институте РАН недавно было сделано дополнительное препарирование шейных позвонков и плечевого пояса Лонгисквамы. С помощью бинокулярного микроскопа были тщательно исследованы детали строения черепа ископаемой рептилии. Ученые пытались выявить замаскированные многочисленными трещинами швы между отдельными костями поврежденного черепа. В результате этого исследования, можно существенно дополнить первое описание Лонгисквамы. Исследователи склонны полагать, что триасовая рептилия — Лонгисквама, все-таки представитель динозавров. В печати была опубликована подобная гипотеза американского палеонтолога-любителя Дж. Ольшевского.